В этой книге вы узнаете много интересного про курильские острова из впечатлений путешественников
Плавание на шхуне «Геолог»
А есть ли еще на Земле необитаемые острова? Есть. Правда, они всегда маленькие. Среди Курильских островов необитаемые — не более нескольких километров в поперечнике. Часто это просто вершины вулканов, торчащие из воды. Они неуютны, каменисты, холодны. Они полны туманов, загадок и миражей. На одних нет ни травинки, на других — ни капли пресной воды, но на всех есть жизнь.
На необитаемых Курилах голубые песцы бегали за нами, как собаки. С морскими львами мы здоровались чуть ли не за руку. Ходить по берегам островов временами приходилось осторожно осматриваясь, чтобы не наступить на чаичьи яйца или птенцов. В море киты салютовали нам фонтанами, а морской бобр — калан, зверь с ценнейшим на свете мехом, демонстрировал свое умение плавать на спине, да при этом еще и обедать.
«Геолог» — красивое, но очень маленькое судно. Это деревянная парусно-моторная шхуна. Водоизмещение ее 51 тонна, длина 17 метров. Корпус зеленый, рубка белая. Мачты кажутся слишком высокими. Паруса ее, впрочем, давно уже порваны, под парусами мы не ходим. На моторе шхуна способна развить скорость до 7 узлов.
Ее качает даже на тихой воде, и вы не можете себе представить, что с ней делается в шторм. Но у «Геолога» есть одно замечательное качество: как бы он ни наклонялся, он никогда не переворачивается кверху дном. Это нас и спасает, потому что нам чертовски не везет с погодой. Впрочем, погода, как ни плоха, все же лучше той, которой нам грозят сводки. Если верить синоптикам, то за два месяца плавания нас стремились утопить 4 тайфуна, трепали 11 циклонов и был только один ясный день.
Бесценное качество «Геолога» — не переворачиваться кверху дном — мы по достоинству оценили и во время сулоев. Это особый тип волнения, когда море как бы кипит, образуя водовороты и крутые пирамидальные волны. Сулои часто возникают в узких проливах, где поток воды стеснен. Иногда они образуются на стыке течений. Некоторые проливы на Курильских островах прямо-таки кишат сулоями. Переход через проливы нередко представляет для нашего «Геолога» настоящую трудность не только из-за сулоев, но и потому, что скорость морских течений в проливах достигает 5—6 узлов, то есть почти максимальной скорости «Геолога», и при встречном течении ему остается только топтаться на месте.
Мы обходим остров за островом, высаживаемся на небольшой плоскодонной лодочке то на одном, то на другом, и многочисленные недостатки «Геолога» как судна окупаются тем, что он может очень близко подходить к берегам. На берегу мы живем по нескольку дней и, излазив один остров, идем к следующему. И если в море нас преследуют частые штормы, то на берегу — почти бесконечные дожди и туманы. Каждый день хорошей погоды для нас настоящий праздник.
Наша задача — выяснить состояние активных вулканов центральных Курильских островов, опробовать горячие источники и выбрать самые важные и интересные объекты для детального изучения. Первыми сведениями о вулканах Курильских островов мы обязаны русским казакам Козыревскому и Черному. На Курилах насчитывается 31 вулкан, извергавшийся на памяти человека, 6 вулканов, извержения которых не известны, но на которых есть выходы горячих газов, и 10 потенциально действующих. Вместе с потухшими на Курилах более 100 вулканов.
Более чем на 1000 километров от берегов Камчатки до острова Хоккайдо протянулась гряда Курильских островов. Они сложены почти исключительно вулканическими горными породами. И лишь на островах Малой Курильской дуги и кое-где на Больших Курильских островах выходят древние морские отложения. Но и они представляют собой продукты извержений, переработанные морем.